Инструментальная
панель современного автомобиля предлагает водителю необходимый минимум
информации и контрольных функций, касающихся работы машины и маршрута
следования. Но в последнее время, особенно на тюнинговых машинах,
появляется все больше дополнительных приборов, измерителей и систем,
делающих автомобиль похожим на новогоднюю елку. И нужно признать, что
чаще всего так и есть. Но есть настоящие мастера «руления», которые
используют допприборы по назначению и извлекают из этого весьма большую
пользу...Все дополнительные, внештатные приборы в автомобиле можно разделить на две большие группы: измерители и процессоры. Измерители, как и следует из названия, служат для того, чтобы измерять и извещать водителя о параметрах функционирования тех или иных узлов, агрегатов или автомобиля в целом. Процессоры же являются более сложными устройствами. Они не просто измеряют и воспроизводят информацию, но и осуществляют управление отдельными системами автомобиля. Тема дополнительных автомобильных приборов весьма широка. И, руководствуясь принципом «от простого к сложному», начнем с простого – с «елочных игрушек». Несмотря на то что сегодня водителю предоставляется вся необходимая для нормальной эксплуатации автомобиля информация, не для всех этого достаточно. И здесь ключевая фраза – «нормальная эксплуатация». Тем, кто водит машину на пределе, необходимы дополнительные показатели работы узлов и агрегатов. Но еще более важным является тот факт, что альтернативные приборы по сравнению со штатными более точны и имеют более быстрый отклик, реакцию. Это чуть ли не основная причина установки таких измерителей на заряженные автомобили.
Измерители
Альтернативные измерители бывают различными. Наиболее простые, понятные и, как следствие, распространенные – стрелочные измерители. Они представляют из себя вполне привычные циферблаты с одной или несколькими стрелками, отклонение которых и определяет тот или иной показатель. Привычные нам спидометр и тахометр – характерные «стрелочники». Конструкция стрелочных приборов различна. Есть чисто механические, аналоговые. Внутри измерителя находится устройство считывания и интерпретации полученной информации. Яркий пример – датчик давления во впускном коллекторе. Он подключается через специальную трубку непосредственно к впускному коллектору.Другие измерители – электрические, цифровые. Эти измерители оснащаются особыми выносными датчиками, а к ним самим подходит уже обычный электрический провод и информация в виде электронных импульсов, а не газа, масла или иного механического привода. Думается, что нет нужды объяснять, какой из этих двух вариантов наиболее удобен в использовании. Скажу лишь одно: такие приборы зачастую объединяются в сеть под управлением особого контроллера-диспетчера. Информативность и возможности такой системы очень широки. Многие считают, что реакция аналоговых измерителей выше, чем у электронных. Возможно, раньше так и было, но сегодня электротехника столь совершенна, что подобные утверждения кажутся несколько ретроградными. Более того, сейчас именно цифровые устройства превалируют на рынке допприборов. Современная электроника предлагает также множество вариантов измерителей на базе ЖК-дисплеев. Главное их преимущество – компактность. Гирлянду из 10 дополнительных приборов, развешенных по торпедо и передним стойкам, способен заменить небольшой приборчик с жидкокристаллическим дисплеем. Очень часто они являются многофункциональными, т. е. способными демонстрировать водителю несколько различных параметров. Причем ценовой фактор уже практически выравнялся, и ЖК-панель с набором выносных датчиков стоит фактически столько же, сколько и набор из отдельных стрелочных приборов с управляющим контроллером. Важно и то, что жидкокристаллические мониторы все больше не просто измерители, а приборы с функцией управления и корректировки параметров тех или иных систем автомобиля. То есть фактически уже процессоры. Но вот что более всего умиляет. Очень часто наряду с цифровой подачей данных они позволяют выводить их и в классическом, стрелочно-цифер-блатном варианте. Все-таки этот вариант представления информации более удобен при динамичной езде, когда нет времени вчитаться в слово или даже в цифру, а шкалы приборов через некоторое время уже заучены и положение стрелки на циферблате может считываться буквально краем глаза. Есть и комбинированные варианты, т. е. наряду со стрелками и шкалой имеется небольшой ЖК-дисплей, на который выводятся те же данные, но уже в цифровом варианте или дополнительная информация. Измерители с предупредительной отсечкой могут оснащаться как отдельным тревожным фонарем, так и системой изменения контрастности подсветки шкалы. Во многих из них также имеется и предупреждающий зуммер. Кстати, об отсечке и т. п. дополнительных элементах измерителей. Неким ограничением по максимально допустимому значению оснащаются теперь чуть ли не все измерители. Будь то критические обороты, температура или давление – все можно ограничить.
Спортивный тахометр
Чаще всего как дополнительный прибор на торпедо можно встретить тахометр
спортивный (даже у автомобилей, на которых он установлен штатно). И
именно тахометр, как правило, самый большой из альтернативных
измерителей. В то время как обычные диаметры шкал приборов 50–60 мм,
тахометры же можно встретить на все 120 мм. Альтернативные тахометры –
это уже не просто указатель оборотов двигателя. Самые простейшие из них
комплектуются дополнительной ограничительной меткой, которую водитель
может выставить самостоятельно. Более серьезные приборы комплектуются
отсечкой по максимальным оборотам со световой индикацией предельных
значений и памятью на несколько секунд или даже минут. Отсечка по
максимуму удобна всем, поскольку, к примеру, с использованием
дополнительного светового предупреждения этот тахометр способен, как
говорится, в очень яркой и доступной форме объявить водителю, что
граница предельных оборотов двигателя достигнута и необходимо сбавить
газ. А вот функция записи пригодится уже для продвинутых гонщиков. Имея
возможность посмотреть обороты двигателя в реальном времени при
прохождении некоего маршрута, водитель может затем выявить свои ошибки.
Например, при выходе из этого поворота газ был сброшен слишком сильно, а
в данном месте немного переборщил и т. д. Дополнительные спидометры
также достаточно распространены. И как раз здесь речь идет о подвирающих
штатных приборах. Желание получить более точную информацию вынуждает
обзаводиться альтернативой. Эти устройства могут быть как механическими
(т. е. через тросик), так и, что сейчас более часто встречается,
электронными. В последних имеется также и одометр.
Градусники
Другой большой подвид измерителей – градусники. В обычном автомобиле мы
пользуемся лишь измерителем температуры охлаждающей жидкости. В тюнинге
температурное измерение имеет куда большую популярность. Температура
масла может дать дополнительную информацию об эффективности охлаждения
мотора, что крайне важно при интенсивной езде. Вероятно, может
понадобиться установка масляного насоса большей производительности,
другого поддона картера с более эффективным отводом тепла. А возможно
даже – внедрение особого масляного радиатора. Температура выхлопных
газов дает понимание того, насколько правильно осуществляются
смесеобразование и процесс сгорания. Так, например, слишком высокая их
температура (норма в среднем составляет порядка 900 ОС) может говорить о
чрезмерном обеднении рабочей смеси. Температура входящего воздуха
подскажет причину снижения мощности вследствие плохой наполняемости
цилиндров и возможную причину детонации. А температура после ВВО
(воздухо-воздушного охладителя, или интеркулера) может сказать о том,
насколько хорошо он справляется со своей задачей. Некоторые продвинутые
фирмы устанавливают специальные измерители температуры масла в
трансмиссии. И механические, и автоматические КПП при работе в
предельных режимах довольно сильно греются, и посему введение такого
прибора – весьма полезное дело. И даже банальная температура забортного
воздуха может порой серьезно выручить водителя, а иногда даже спасти ему
жизнь, вовремя известив о том, что в данном месте трассы уже минус и
возможен гололед.
Манометры
Еще один разряд измерителей – манометры. Эти приборы призваны показывать
величину давления газов или жидкостей. Самый известный измеритель из
этой когорты – Boost, Turbo или Turbo boost, короче говоря, измеритель
давления наддува. Эти данные необходимы для управления автомобилями,
оснащенными наддувом. Интересны решения, при которых этот измеритель
выполняется сдвоенным, т. е. с двумя стрелками разных цветов. Одна
показывает давление после нагнетателя, а другая – уже во впускном
коллекторе, после ВВО. Измеряется также и давление топлива. При
установке форсунок и топливного насоса повышенной производительности
данный измеритель позволяет отслеживать давление в топливной системе,
давая представление о корректности ее работы. Давление масла для
высокофорсированных двигателей – жизненно важный показатель. Масло
теряет свои свойства, масляный насос перестает справляться со своими
задачами, или по ряду иных причин давление в смазочной системе может
снизиться. Это грозит тем, что так называемый масляный клин, т. е.
прослойка масла, возникающая между двумя трущимися деталями, может
продавиться либо вовсе исчезнуть. Итог весьма плачевен. И уж, казалось
бы, совсем экзотическим выглядит измеритель давления выхлопных газов.
Этот показатель дает водителю информацию о противодавлении в выпускном
тракте, которое способно серьезно снизить мощность двигателя.
Руководствуясь показаниями этого измерителя, водитель может определить
оптимальные обороты работы мотора, выявить зону высокого
противодавления, произвести необходимые настройки, доработать систему
выпуска и т. д.
Вольтметры
Отдельного упоминания заслуживают дополнительные электрические
измерители. Учитывая, что современные автомобили буквально напичканы
различной электроникой, эффективность работы генератора и аккумуляторной
батареи крайне важна. Вот почему вольт- и амперметры появляются на
панели приборов. Для автомобиля спортивного и заряженного и, тем более,
оборудованного разнообразной мультимедийной техникой этот вопрос еще
более важен. Работа и назначение этих измерителей аналогичны
общеизвестным устройствам. Вольтметр измеряет колебания напряжения в
бортовой сети, а амперметр иллюстрирует процесс зарядки-разрядки
аккумуляторной батареи. Из этой пары вольтметр наиболее информативен, но
в паре эти приборы дают наиболее полное представление о работе системы
электроснабжения всего автомобиля, позволяя определить практически любую
неисправность.