Каждый
автовладелец знает, что в его автомобиле стоит тахометр, но многие даже
не смотрят на него, и думают, зачем здесь еще одна дополнительная
стрелка. Для чего автомобильный тахометр нужен и с чем его едят,
постараюсь Вам объяснить.
Тахометр – это устройство, используемое для определения
количества оборотов двигателя автомобиля, его вращающихся деталей.
Измерение происходит в единицу времени, либо согласно линейной скорости
движения.
Основная функция тахометра – это облегчение выбора правильной передачи,
что позволяет продлить ресурс двигателя. Т.е. когда стрелка тахометра
приближается к красной зоне, категорически советуется переключаться на
повышенную передачу. Используется для регулировочных работ, как на
холостом ходу, так и для оперативного контроля частоты вращения вала
двигателя во время движения.
Принцип работы тахометра состоит в регистрации числа импульсов, которые
поступают от датчиков, порядка их поступления, а также пауз между
данными импульсами. При этом подсчет импульсов может осуществляться
различными способами: в прямом, в обратном и в обоих направлениях.
Измеренные показатели, как правило, трансформируются в определенные
величины. Такой величиной могут быть часы, минуты, секунды, метры и так
далее. Устройство тахометров предусматривает возможность обнуления
собранных значений. Точность данных показаний очень условна, около 500
об/мин, самые лучшие электронные тахометры измеряют с точностью до 100
об/мин.
Автомобильный тахометр может быть двух видов – цифровой и аналоговый.
Схема цифрового автомобильного тахометра включает в себя следующие элементы:
- Центральный процессор;
- АЦП 8 разрядов;
- Датчик температуры жидкости;
- ЖКИ панель;
- Оптрон для диагностики клапана холостого хода;
- Микросхема сброса процессора.
Такой тахометр выполнен в виде электронного табло, на котором показывается необходимая информация, то есть, произведенные подсчеты оборотов вала и двигателя. Цифровой тахометр очень полезен при регулировочных операциях с электронными блоками зажигания двигателя автомобиля, при точной установке порогов экономайзера (служит для обогащения горючей смеси при полной нагрузке двигателя или при плавном разгоне) и др.
Второй вид тахометра – аналоговый – более популярен и удобен для многих автолюбителей. Аналоговый тахометр показывает число оборотов двигателя посредством перемещающейся по циферблату стрелки.
Сейчас наиболее распространены аналоговые тахометры, включающие в свою конструкцию следующие элементы:
- микросхема;
- магнитная катушка;
- провода считывания информации с коленчатого вала;
- градуированная шкала;
- стрелка.
Работа такого тахометра осуществляется по электронному принципу. Сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале.
В машине имеет смысл иметь цифровой тахометр для регулировки холостого хода, проверки работы блока управления ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода) и проверки штатного тахометра (связано с более высокой точностью цифрового тахометра). При движении же удобнее пользоваться штатным тахометром - глаз и мозг человека лучше и быстрее воспринимают аналоговую информацию в виде угла поворота стрелки, чем ее цифровое значение, а высокая точность во время движения совсем не нужна.
Различие тахометров по методу установки
Помимо того, что существуют цифровые и аналоговые тахометры, данные устройства различаются также по методу установки. Бывает штатный и выносной автомобильный тахометр.Штатный тахометр устанавливается непосредственно в приборной панели автомобиля. «Он» более привычен и используется в большинстве автомобилей. Выносной тахометр предусмотрен для установки его на торпедной панели. Выносные тахометры применяются в основном для придания автомобилю более стилизованного внешнего вида. Кроме того, именно такой вид тахометра удобен некоторым автовладельцам. Конструкция выносного тахометра предполагает наличие "ножки" для закрепления его на торпедной панели.